сегодня
20
июня
 
Выслать резюме на сайт optimist.kz
Подписка на вакансии компаний
Подписка на рассылку номера
Kazakhstan Financial Market




Виталий Сирис, Компания АЛКАТЕЛЬ, Менеджер по развитию бизнеса (Интервью за июнь 2005 г.)
Виталий Сирис, Компания "Alcatel", Менеджер по развитию бизнеса (Интервью за июнь 2005 г.)
  

Компания "Alcatel"

Менеджер по развитию бизнеса

Стаж - 16 лет (Германия, СНГ, США, Израиль).

Образование: инженер + MBA International Marketing (Ройтлингенский университет технологий и бизнеса, Германия).

С 2001 года занимается маркетингом сетей связи следующего поколения (Next Generation Networks) в странах СНГ.

Виталий, как Вы считаете, каково восприятие у промышленных компаний на сегодняшний день маркетинговой функции как таковой и роли маркетолога в компании? Изменилось ли мнение о том, что маркетолог – это не просто исследователь рынка («как хочешь, так и доставай информацию»), не просто сбытовик («продай то, что компания не может продать в течение нескольких лет») или рекламист, а специалист в области построения политики компании, ориентированной на нужды потребителя)?

Безусловно, указанная Вами трансформация восприятия и роли маркетинга является неотъемлемым атрибутом роста и успешности компании в современном деловом мире. Я думаю, что этот процесс начался, по крайней мере, лет 40 назад, когда на мировом рынке товаров и услуг стали доминировать покупатели, а не производители. Особенно это касается тех индустриальных компаний, которые проводят политику «непрерывной инновации», т.е. вкладывают существенные ресурсы в научные исследования и конструкторские разработки. К ним, в первую очередь, относятся так называемые “high-tech companies” – компании, работающие на рынках «высоких технологий». Снисходительное отношение к департаменту маркетинга, который, «хоть и делает что-то полезное, но витает в облаках, а иногда даже мешает продавать то, что есть», постепенно вымирает. В идеале все предприятие должно работать на маркетинг, причем, на последнем лежит огромная ответственность. Ведь неправильный выбор даже среднесрочных направлений развития компании, может привести к существенному ухудшению ее показателей, а иногда и к полному краху.

Более того, не могу не процитировать Филипа Котлера, мирового «гуру» в области маркетинга: «Хорошие компании удовлетворяют потребности, отличные компании создают рынки.» Эта фраза очень актуальна для индустрии инфокоммуникаций, в которой работает, в частности, компания Алкатель. Мы стараемся не только предугадать потребительское поведение конечного пользователя, но и косвенно повлиять на него усилиями маркетинга через наших непосредственных заказчиков – провайдеров услуг.

Как, на Ваш взгляд, организована функция маркетинга на крупных, малых, средних предприятиях? (существуют ли целые отделы, или один специалист, или предприятие вообще не имеет штатных единиц подобного рода специалистов);

На крупных предприятиях (годовой оборот свыше 500 млн. долларов) - это целая разветвленная структура централизованного подчинения специально назначаемому топ-менеджеру  - вице-президенту по маркетингу или CMO (Chief Marketing Officer). Функция маркетинга, как правило, отделена от функции PR (связей с общественностью).

На средних предприятиях (годовой оборот 50-500 млн. долларов) структура маркетинга менее сложная, более четкая и прозрачная, как правило, отделена от функции продажи, но может быть совмещена с функцией PR.

На малых предприятиях часто встречается совмещение с функцией продажи (например, должность «менеджер по маркетингу и продажам» или наоборот), что, в принципе, довольно оправдано. Экстремальный вариант: когда маркетингом может, по совместительству, заниматься и секретарь директора. Такой подход тоже имеет право на существование, особенно, если малое предприятие ставит перед собой задачу всегда оставаться стабильным малым предприятием.

Как Вы думаете, Виталий, куда легче устроиться дипломированному специалисту без опыта: на предприятия в сфере консалтинговых услуг, на промышленные предприятия, или торговлю…); Как это сделать?

Известные консалтинговые компании на Западе охотно берут ярких выпускников с хорошими отметками на должности рядовых консультантов. Наверняка, такая же тенденция существует и в Казахстане. Говорят, на такой работе больше 5 лет выдержать трудно, но это отличная стартовая позиция для будущей карьеры.

Мне кажется, что  торговые компании являются более благодатной почвой, по крайней мере, в условиях Казахстана. Промышленные предприятия, особенно с небольшой или сходной номенклатурой товара, могут быть более консервативными в плане привлечения молодых специалистов по маркетингу, хотя все зависит от конкретного предприятия.

Устраиваются на работу всеми законными методами: объявления в газетах, в Интернете, инициативные обращения к потенциальным работодателям, обращение в рекрутинговые агентства (например, в Оптимум), через друзей и знакомых, биржа труда. Ничего нового я здесь не скажу, за исключением того, что каждый соискатель должен хоть как-то систематизировать свой поиск и периодически делать выводы об эффективности той или иной стратегии поиска.

Маркетологи с какой специализацией имеют наибольший рейтинг популярности на рынке труда: бренд-менеджеры; исследователи; маркетологи – управленцы (внедрение на предприятии маркетинга); маркетологи – консультанты?

Если говорить о востребованности, легкости трудоустройства и соответствия требованиям работодателя, то, в моем понимании, бренд-менеджер  - это талант, маркетолог-управленец – это талант в лице топ-менеджера, т.е. «единичный товар». Позиции консультанта и исследователя требуют просто высокого профессионализма, т.е. здесь должно быть несколько проще. Например, исследователь рынка, владеющий навыками качественного и количественного анализа, востребован как хороший бухгалтер, только ниша гораздо более узкая.

Хотел бы отметить, что последние лет 6-8 в США и Европе очень востребованы специалисты так называемого технического маркетинга (например, маркетинговые инженеры). Покупатель все чаще хочет видеть перед собой продавца, не только говорящего о том, что приятно услышать, но и достаточно глубоко разбирающегося в технологии/технике.

Насколько мы знаем, в казахстанских вузах очень низкий показатель поступления абитуриентов на специальность «Маркетинг и коммерция». Как Вы думаете, с чем это связано?

У меня нет никакой информации по данному вопросу. Я лишь могу предположить, что каждый ВУЗ считает своим долгом чему-то обучать в области маркетинга, хорошая школа еще не сформировалась, 14-летнего опыта местного бизнеса недостаточно для качественной обратной связи с университетами. В результате у абитуриентов нет ясного понимания своей специальности, следовательно, перспективы трудоустройства для них довольно туманны. Вдумайтесь в название самой специальности «Маркетинг и коммерция», это что-то вроде «Компьютеры и финансы» - вещи хоть друг с другом и связанные, но довольно разные.

Наверняка Вы знаете, какова карьерная лестница маркетолога на предприятиях за рубежом и у нас, в чем отличие?

За рубежом: рядовой специалист в отделе маркетинга – менеджер по маркетингу с ответственностью за проекты, (возможны отклонения в сторону сбыта, PR, рекламы, продукт-менеджмента,) - директор отдела маркетинга с ответственностью за персонал и бюджет – вице-президент по маркетингу.

В Казахстане: не владею информацией.

Спасибо, Виталий.

Интервью за июнь 2005 г. (Специально для Optimist.kz)

 

персона
 
Оптимист рекомендует

Тренинг-программа «Мастерская рекрутера»
все новости
Контактные телефоны:
+7 (727) 379-90-27, 379-90-37, 379-90-10
Мобильный: 8 701-495-55-24, 8 777-296-47-70
Электронный адрес:
optimum@optimist.kz
Copyright © 2005-2015, ТОО РА "Optimum". All rights reserved.