сегодня
21
июня
 
Выслать резюме на сайт optimist.kz
Подписка на вакансии компаний
Подписка на рассылку номера
Kazakhstan Financial Market




Федосимов Борис Александрович - Бизнес-консультант, Генеральный директор ОАО «Холдинг»Люди Дела» - Интервью за ноябрь 2006 г.
Федосимов Борис Александрович - Бизнес-консультант, Генеральный директор ОАО «Холдинг»Люди Дела» - Интервью за ноябрь 2006 г.
Федосимов Борис Александрович

Бизнес-консультант, Генеральный директор ОАО «Холдинг»Люди Дела», Новосибирск, Россия

Интервью за ноябрь 2006 г.

Образование: Образование: НГАЭУ – финансы и кредит, ТГУ – юриспруденция, НГУ – прикладная математика, к.ф-м.н.

Специализация: Финансовое и налоговое консультирование, бюджетирование и управленческий учет, автоматизация экономических систем, проектное управление.

Авторские разработки: Программный продукт «Финансовое управление и бюджетирование (ФИНКЛИЕНТ), Программный продукт учета рабочего времени «Пропуск», Программный продукт ERP «МОНЕТА»

Образовательная деятельность: Автор и ведущий образовательных программ Новосибирской Школы Бизнеса «Бизнес-планирование», «Финансовое управление: бюджетирование и управленческий учет», «Минимизация налогов законными методами». Автор статей и монографий по бюджетированию и управленческому учету, налоговому консультированию, автоматизированным системам в экономике.

Практическая деятельность: Более 60 успешно-реализованных крупных проектов для крупнейших предприятий России, СФО и Новосибирска.

 

Борис Александрович, известно, что на сегодняшний день холдинг «Люди Дела» - это крупнейшая российская консалтинговая группа. А не могли бы Вы рассказать нам, с чего Вы начинали? Какое направление было пионером  в деле развития бизнеса нынешнего холдинга?

Изначально мы занимались техническим консалтингом, отсюда и название самой старой нашей компании - "Программные Системы".  Мы поставляли программное обеспечение, внедряли его, проводили работы по адаптации персонала; учились сами и изучали новые сферы бизнеса и приняли решение о расширении нашего бизнеса…

А как возникла мысль постепенно расширять границы бизнеса?

Осознав необходимость создания системы услуг, поняв, что за этим будущее. Так и стали, один за другим, появляться аудиторское, юридическое, кадровое, рекламное, маркетинговое, учебное, оценочное, программное и другие направления. Компании легче обратиться в одну фирму и получить целый ряд рекомендаций - технических, аудиторских, юридических и так далее, нежели прибегать к услугам различных узкоспециализированных фирм. При этом есть важный аспект - конфиденциальность. Чем больше компаний посвящены в ваши дела, тем меньше ваша защищенность.

Но вернемся к нашему первоначальному направлению бизнеса – IT-консалтингу. Наш выбор изначально был верен. Мы до сих пор считаем это направление самым перспективным в спектре услуг нашего Холдинга.

Есть закон Мура, который гласит: мощность компьютеров каждые полтора года удваивается, а их цена падает в два раза. Каждые два года происходит не только кардинальная смена аппаратного обеспечения, но и программного. Далеко не все компании могут отслеживать эти изменения. То, что будущее за компьютерами, я осознал еще в детстве. Теперь технологии развиваются стремительно: то, что недавно казалось фантастикой, сегодня является повседневной реальностью. Я в восторге от того, что происходит в этой сфере. Будущее наступило уже сейчас. Дух захватывает! И хотя прогнозы - дело неблагодарное, скажу, что в скором времени, лет, скажем, через двадцать, мы не узнаем нашу Землю.

Подлежат ли лицензированию те направления деятельности, в которых растет и развивается холдинг «Люди Дела», в соответствии с законодательством РФ? этот вопрос достаточно актуален и для казахстанских предпринимателей.

На сегодняшний день в РФ не лицензируется только кадровый, маркетинговый, IT-консалтинг и рекламный консалтинг. Наиболее четко государство контролирует аудиторскую деятельность. Лицензированию так же подлежат образовательная и оценочная деятельность.

При этом надо отметить, что Россия идет по пути отказа от лицензирования деятельности, считая это барьером для нового и малого бизнеса. При этом планируется вместо лицензирования деятельности вводить обязательное участие организаций в саморегулируемых организациях. Но стать членом саморегулируемой организации иногда значительно сложнее, чем получить лицензию. Такой подход, должен обеспечить повышение качества предоставляемых услуг.

Мы считаем, что введение саморегулируемых организаций будет полезно для всех видов консалтинговых компаний.

Насколько я знаю, не так давно международное агентство «Юниправекс» признало Ваш Холдинг ведущей российской консалтинговой компанией, обладающей безупречной деловой репутацией; также вы входите в состав рейтингового индекса крупнейших консалтинговых компаний и групп России. Борис Александрович, поделитесь своим бесценным опытом с молодыми казахстанскими консалтинговыми компаниями, которым, наверняка, будет интересно узнать, как Вашей компании удалось добиться такого успеха и признания?

Рынок консалтинга – это очень конкурентный рынок. И он позволяет существовать только тем компаниям, главным принципом работы которых является высокое качество услуг. Процессы нашей компании выстроены таким образом, что на каждом этапе работ мы получаем от клиентов обратную связь о качестве наших услуг. Солидная часть премий наших сотрудников – это премия за качество. Когда завершается год, и мы подводим внутренние итоги – лучшие сотрудники снова поощряются за качество. Мы много лет шлифовали процессы качественного оказания услуг. Даже изучали опыт японских компаний и их технологию бесконечного совершенствования бизнеса - «Кайдзен». Многие вещи из «Кайдзен» мы смоги реализовать у себя.

При этом мы очень четко регламентируем почти все бизнес-процессы. На текущий момент у нас действует более 500 регламентов, которые систематизируют знания и описывают правильные бизнес-процессы нашего Холдинга.

Наверняка, штат Вашей компании состоит из опытных  профессионалов, которые и делают Ваш бизнес успешным. Каковы критерии отбора специалистов для холдинга «Люди Дела»? Какими конкурентными качествами и навыками, на Ваш взгляд, должен обладать специалист, желающий построить достойную карьеру в области консалтинга? Какие специалисты, в конце концов, становятся отличными консультантами?

Очень многое зависит от мотивации специалиста. Одни мотивированы только на деньги. Для других, важную роль играет профессиональное развитие – это наш сотрудник. Конечно, мы обучаем наш персонал, но люди, которые стремятся к совершенству без внешнего побуждения – всегда опережают остальных. На втором месте  - опыт. Для консультанта его опыт – это его основной источник его дохода. На третьем месте образование, ведь для того, чтобы консультировать, нужно знать намного больше своего клиента в своей области. А вот самыми лучшими консультантами становятся те сотрудники, которые, кроме всех перечисленных качеств, умеют хорошо взаимодействовать с людьми. Знаете, сейчас в России популярна модель «эмоционального интеллекта » или  EQ.  Так вот считается, что EQ – это сложное сочетание коммуникативных качеств и интуиции, и те, у кого EQ выше, гораздо более успешны в социуме. Работа консультанта – это работа с людьми, и здесь выигрывают те, кто умеет взаимодействовать: чувствовать состояние другого человека, информировать, убеждать, мотивировать, вызывать доверие, организовывать и, даже, справедливо наказывать.

Готовы ли Вы взять в свою компанию выпускника ВУЗа, не имеющего как такового опыта работы в соответствующей сфере, но обладающего достаточным набором знаний и сильной теоретической базой?

Конечно да! Мы сотрудничаем с лучшими вузами Новосибирска, и часто принимаем на работу выпускников по рекомендации вуза. Для того, чтобы успешно работать в нашей компании необходимо к ней специально адаптироваться. У нас серьезные требования к точности, структирированности, умения работать в автоматизированных процессах в специальном ПО и конечно, перерабатывать грандиозные объемы информации. И молодые выпускники почти моментально «схватывают» правильную технологию. Тогда как менеджерам, имеющим опыт работы в компаниях другого стиля, бывает очень тяжело привыкнуть к нашим процессам. Мы очень любим ярких и подающих надежды выпускников – в них много энергии, идей. Многие из них, приходя к нам, становились инноваторами и достигали успехов в своих процессах. Теперь это руководители и партнера нашего бизнеса.

Но стоит отметить, что у выпускников есть и недостатки:

1.             отсутствие практического опыта;

2.             необоснованные амбиции;

3.             восприятие всех благ нашей компании, как должного (без сравнения невозможно понимание эксклюзивности компании).

 

Борис Александрович, вспомните, какой проект, осуществленный Вашей компанией и Вами, в частности, стал для Вас наиболее интересным, занимательным и даже, в какой-то степени, азартным?

Таких проектов у нас было, к счастью, уже много. Из последних проектов мне вспоминается проект реструктуризации очень крупного российского промышленного холдинга, когда мы реализовывали практически несовместимые вещи: подготавливали компанию к IPO и защищали компанию от рейдерского нападения, которое началось, когда компания объявила о своем желании выйти на фондовый рынок.

Как бы Вы охарактеризовали текущую ситуацию на рынке консалтинга в Вашей стране и на территории постсоветского пространства? Каковы перспективы его развития?

В России рынок консалтинга продолжает расти, и его темпы могут падать, но в целом он будет в ближайшие годы только увеличиваться.

При этом рынок меняется. Главный стратегический механизм развития – специализация. Сегодня общие советы про «правильный менеджмент» у нас уже никому не нужны. Клиенту нужен «советчик», глубоко понимающий его отрасль. В Москве уже работают консалтинговые компании, специализирующиеся на гостиничном секторе, энергетической отрасли, металлургической отрасли, строительства, логистики и т.д. В Новосибирске, например, уже есть агентства, которые глубоко занимаются только стимулированием продаж клиента, и на эту задачу направлен весь перечень их услуг. Постсоветское пространство – территория, регионы которой, слишком уж различающаяся своими экономическими, политическими и социальными факторами. Однако, тенденция специализации, рано или поздно коснется каждого региона.

В бизнес литературе разных стран и авторов дается множество дефиниций слову «консалтинг». Борис Александрович, не могли бы, под конец нашей беседы, дать свое определение «делу Вашей жизни», то бишь, консалтингу J?

Консалтинг - это целостное решение проблемы. Я подчеркну - целостное. Если взять, например, отдельно аудиторскую компанию - там доки в бухучете, в юридических компаниях - специалисты в этой области. Но есть еще достаточно большой пласт, который находится на стыке аудита и юриспруденции. Вот эти вопросы на стыке плюс общие вопросы и есть консалтинг. Как правило, заказчик показывает верхнюю часть айсберга, но когда начинается работа, становится очевидно, что нижняя часть айсберга велика. И те проблемы, которые есть у него, ему не видны. Увидеть весь диапазон проблем - это и есть задача консалтинговой компании. Но мало выявить проблему - куда как важнее найти пути ее решения. А вот уже решение проблем - большая и сложная работа.

Борис Александрович, Вы как профессиональный консультант, за спиной которого много реализованных проектов, можете поделиться своей формулой успеха с молодыми читателями нашего Интернет-журнала?

Каждое утро, проснувшись, я смотрю в "Форбсе" список богатейших людей Америки. Если меня там еще нет, я иду на работу. Это, конечно, шутка,  а если серьезно, то знать свое дело, уметь его делать и любить его всей душой!

персона
 
Оптимист рекомендует

Тренинг-программа «Мастерская рекрутера»
все новости
Контактные телефоны:
+7 (727) 379-90-27, 379-90-37, 379-90-10
Мобильный: 8 701-495-55-24, 8 777-296-47-70
Электронный адрес:
optimum@optimist.kz
Copyright © 2005-2015, ТОО РА "Optimum". All rights reserved.