сегодня
17
ноября
 
Выслать резюме на сайт optimist.kz
Подписка на вакансии компаний
Подписка на рассылку номера
Kazakhstan Financial Market




Ален Шаяхметов, Начальник Управления правового обеспечения банковских операций Юридического департамента в Казкоммецбанке, Интервью за апрель 2006 г.
Ален Шаяхметов, Начальник Управления правового обеспечения банковских операций Юридического департамента в Казкоммецбанке, Интервью за апрель 2006 г.
 

Ален Шаяхметов

Начальник Управления правового обеспечения банковских операций Юридического департамента в Казкоммецбанке

Интервью за апрель 2006 г.

 

Ален, где Вы получили высшее образование?

В 1999 году я получил диплом Казахского государственного юридического университета, в который мне посчастливилось попасть еще в то время, когда ректором был уважаемый г-н Шайкенов Н.А.. Профильные дисциплины нам читали настоящие корифеи: гражданское право – Басин Ю.Г. и Диденко А.Г., международное частное право – Сулейменов М.К., международное публичное право – Кулжабаева Ж.О., под руководством которой я защищал дипломную работу по правам человека. Помню, на выпускном переживал, что диплом не «красный» из-за единственной «четверки» по государственному экзамену «История Казахстана», которую мне так и не удалось пересдать. Сейчас, наоборот, этим горжусь - ведь это свидетельствует о том, что все другие «отлично» были заработаны честно.

 

В каком возрасте Вы задумались о карьере и о том, кем хотите стать? Что повлияло на выбор Вашей профессии?

К профессии юриста я пришел, что называется, от обратного. После окончания школы у меня еще не было четкого видения своего профессионального будущего, поэтому я решил прислушаться к совету родителей и попробовать себя в сфере IT. Уже тогда было понятно, что профессия эта имеет очень большой потенциал. В итоге я поступил на первый курс факультета Computer Science Брюссельского Свободного Университета в Бельгии. Через пару месяцев очень четко для себя определил, что языки программирования и сложные математические формулы – не для меня, мне больше подходит гуманитарное образование. Через год, вернувшись в Алма-Ату, я перевелся в КазГЮУ по одной простой причине – там училось большинство моих школьных друзей. За месяц сдал разницу по программе первого курса, втянулся в учебу и понял: «Это моё». С этого момента работа над собой и профессиональным будущим стала осознанной и систематичной. На четвертом курсе я устроился part-time в рекрутинговое агентство, что позволило мне изнутри узнать рынок труда и базовые требования работодателей и стало хорошим подспорьем при поиске работы. Уже тогда я поставил себе целью попасть в большую серьезную компанию, где я мог бы получить необходимый опыт и в полной мере проявить себя.

 

Ален, работа в Казкоммерцбанке – это Ваш выбор или воля случая?

Пожалуй, и то и другое. Семь лет назад, после окончания университета я, как и многие другие выпускники, начал искать работу, рассылая резюме как раз по большим серьезным компаниям, о которых говорил выше. В Юридическом Департаменте Казкоммерцбанка мне предложили пройти неоплачиваемую стажировку без гарантий трудоустройства. Сказали – проявишь себя, что-нибудь придумаем. После месяца стажировки меня взяли в штат на полставки, потом – на позицию юрисконсульта, а спустя полтора года предложили должность Начальника отдела. Так всё и началось.

 

Чем вы занимаетесь в качестве начальника Управления правового обеспечения банковских операций Юридического департамента в Казкоммецбанке?

В компетенцию моего Управления входит обширный круг вопросов, который можно условно разделить на 7 больших блоков.

Во-первых, это корпоративное администрирование – вопросы корпоративного управления и деловой этики, правовое сопровождение корпоративных событий, выпуска и размещения акций, увеличения собственного капитала, конвертации акций, внесения изменений в учредительные документы, проведения общих собраний акционеров и Совета Директоров, регистрации и перерегистрации Банка и его дочерних компаний.

Во-вторых, методическая и методологическая работа по организации системы управления правовыми рисками в соответствии с современными международными стандартами, в частности – требования Базельского комитета по банковскому надзору.

В-третьих, правовое обеспечение всей линейки банковских продуктов и услуг, кроме кредитования. Сюда входят вклады юридических и физических лиц, операции с платежными карточками, сейфовые, кассовые, обменные операции, инкассация, корреспондентские отношения и операции на межбанковском рынке, операции с аффинированными драгоценными металлами и металлические счета, текущие счета, осуществление платежей и переводов денег, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская, кастодиальная), операции с векселями.

В четвертых, сопровождение зарубежных заимствований и размещений Банка в качестве «in-house lawyer» – выпуск еврооблигаций, привлечение синдицированных займов, структурное и проектное финансирование, секьюритизация и пр.

В пятых, юридическая поддержка внутренних административно-хозяйственных операций Банка – договоры купли-продажи, поставки, аренды, размещения и изготовления рекламы, оказания иных услуг, трудовые отношения и пр.

В шестых, консультирование подразделений Банка по вопросам гражданского, банковского, валютного и налогового законодательства.

И в седьмых, - через Ассоциацию финансистов Казахстана участие в нормотворческом процессе. В качестве экспертов – членов рабочих групп АФК мы активно работаем с проектами нормативных правовых актов, которые разработчики присылают на согласование и экспертизу в Ассоциацию. Дополнительно, занимая должность Управляющего по контролю за стандартами (Комплаенс офицера), я курирую и координирую процесс управление риском соответствия (комплаенс).

 

Что особенно нравится Вам в Вашей работе, Ален?

Нравится то, что приобретаешь совершенно уникальный опыт, работая в отличной команде с лучшими профессионалами своего дела над новыми интересными проектами, многие из которых становятся «benchmarks» для всего финансового сектора страны. Нравится ощущение собственной востребованности. Нравится чувство при завершении особо трудного и важного проекта: «Как мы его сделали!». Нравится мой коллектив - у меня подобралась замечательная команда молодых профессиональных ребят и девушек, единомышленников, с которыми я чувствую себя достаточно уверенно в любой сложной ситуации.

 

С какими основными трудностями Вы сталкиваетесь по роду своей деятельности?

Многие уверены, что работа в банковском секторе – это огромная зарплата и непрерывный фейерверк интересных проектов. Это заблуждение часто встречается среди молодых специалистов, которые приходят к нам устраиваться. Важно воспринимать работу в Банке реалистично – это достаточно сложная рутинная работа, в которой необходимо учитывать множество мелочей. Юристы, обслуживающие банковские продукты, должны глубоко погружаться в сам продукт, понимать не только его предмет, но и особенности используемого программного обеспечение, технологическое взаимодействие подразделений Банка при оказании услуги, сопутствующие вопросы налогообложения, учета и отчетности и так далее. Такая работа может нравиться в том случае, если тебе самому это интересно, и ты четко ориентирован на конечный результат.

 

Как часто Вам удается заняться дополнительным образованием: располагаете ли Вы временем обучаться на тех или иных тренингах, специализированных семинарах и т.д.?

Знания и опыт неизбежно устаревают, и дополнительное образование является абсолютно необходимым условием дальнейшего развития любого профессионала. Во-первых, мы живем в динамично развивающемся обществе и для того, чтобы твои знания были актуальными, необходимо отслеживать все экономические, политические и другие процессы, которые могут оказывать влияние на сферу твоей деятельности. Во-вторых, наше законодательство находится в перманентном состоянии изменений и дополнений. В-третьих, Казкоммерцбанк по праву называется передовым, инновационным банком – мы очень часто проводим сделки, уникальные не только для Казахстана, но и для стран СНГ и Восточной Европы, например – недавний выпуск Банком «вечных» облигаций. А что это означает для юриста, обслуживающего такую сделку? То, что до тебя в стране этим никто еще не занимался. Для того, чтобы поддерживать высокий уровень профессионализма, ко всем этим изменениям и новшествам необходимо быстро и качественно приспосабливаться, получать недостающие знания и навыки. Безусловно, Банк поощряет участие работников на семинарах и тренингах, необходимых для их профессионального роста, причем не только в Казахстане, но и за рубежом. Однако наиболее важной формой дополнительного образования я считаю непрекращающийся процесс самообразования. Мы даже специально прописали это в Кодексе деловой этики Банка как один из принципов деятельности наших сотрудников – «Ищите сами хорошие семинары и тренинги, читайте, отслеживайте новости, спрашивайте, понимайте, совершенствуйтесь, не успокаивайтесь на достигнутом». Репутация и авторитет, несомненно, увеличивают профессиональную ценность, но важно помнить, что эта ценность в первую очередь зависит не от прошлых достижений, а от качества той работы, которые Вы делаете именно сегодня и сейчас.

 

Планирование карьеры – модное на сегодняшний день понятие. Но, как показывает практика, большинство представителей молодого поколения, «строят» карьеру хаотично, а временами даже не логично – прыгая с места на место, меняя не просто места работы, но, порой и специализации, сферы бизнеса. В большинстве случаев отсутствует четкий план действия. Что бы Вы, Ален, посоветовали, в этом случае? Как планировать свою профессиональную деятельность? Как это было и происходит в Вашем случае?

У меня достаточно консервативный подход к планированию карьеры – выбрать организацию и добиться успеха в ней, став востребованным сотрудником. В этом плане главное – правильно выбрать работодателя, хотя очень многие об этом забывают, считая, что у работника выбора, как правило, нет. Важно, чтобы работа приносила моральное удовлетворение и даже удовольствие. Важно, чтобы работодатель имел возможность предложить Вам не только карьерный, но и профессиональный и личностный рост. Важно, чтобы корпоративные ценности и принципы компании совпадали с Вашими собственными ценностями. Важно, насколько комфортно и уверенно Вы себя чувствуете в коллективе, в отношениях с топ-менеджментом. При счастливом совпадении всех этих факторов нужно внутренне настроиться на долгий путь и работать с полной отдачей, постепенно завоевывая авторитет и репутацию. Здесь очень важно выделить свое конкурентное преимущество и стараться быть лучшим в своей сфере. Может быть, звучит несколько нудновато, но если Вы хотите добиться успеха, рассчитывая только на себя, необходимо понимать, что выстраивание карьеры – не спринтерский забег, это кропотливый ежедневный труд, и терпение в нем играет не последнюю роль.

 

Банальный вопрос рекрутеров: кем Вы себя видите через 5 лет?

      Востребованным.

 

Ален, а кто из профессионалов в области юриспруденции является для Вас авторитетом?

Я с большим уважением отношусь к своим преподавателям в КазГЮУ, уважаю своих коллег из различных организаций, с которыми сталкиваюсь по работе. Но если говорить о человеке, который для меня является безусловным авторитетом в области юриспруденции, то я затрудняюсь с ответом. Наверное, это издержки профессии – досконально проверять все самому. Даже если я получаю совет от уважаемого и всем известного юриста с безупречной деловой репутацией, я могу его принять только после того, как сам проверю все ссылки, доводы и аргументы и найду их обоснованными. В своей работе юристы не должны верить на слово, и в этом наша ценность.

 

Как проводит свое свободное время молодой ТОР-менеджер?

Пока не считаю себя топ-менеджером. Но если говорить о свободном времени, то на первом месте для меня всегда семья и близкие люди, с которыми я стараюсь проводить много времени. И дело здесь даже не в семейных узах, просто семейство у меня нескучное – все увлечены чем-то интересным и готовы этим щедро делиться. Интересы у них самые разные – история нашего города, музыка, живопись, кино, литература, путешествия. Растет замечательный братишка, который в этом году должен пойти в школу. У меня отличные друзья, с которыми я общаюсь еще со школьной скамьи. Если же удается уделить время самому себе, то стараюсь заниматься спортом (хоть и не всегда, получается), много читаю, люблю путешествовать.

 

Представьте, если повернуть жизнь назад, выбрали бы вы снова свою специальность, или может, остановили выбор на другом аспекте трудовой деятельности?

Честно говоря, не люблю думать в сослагательном наклонении. Все эти «если бы» не очень конструктивны. Решил – делай, ошибся – извлеки урок и иди дальше.

 

Ален, если честно – можете ли Вы назвать себя успешной личностью?

В целом, я доволен результатом, но впереди еще долгий и интересный путь, так что успокаиваться на достигнутом еще очень рано.

 

Началась весна, скоро наступает праздник НАУРЫЗ, чтобы Вы пожелали нашим читателям?

Весна – традиционная пора новых надежд, пробуждения после серой зимы. Хочу пожелать не бояться дерзать и следовать своей мечте.

персона
 
Оптимист рекомендует

Тренинг-программа «Мастерская рекрутера»
все новости
Контактные телефоны:
+7 (727) 379-90-27, 379-90-37, 379-90-10
Мобильный: 8 701-495-55-24, 8 777-296-47-70
Электронный адрес:
optimum@optimist.kz
Copyright © 2005-2015, ТОО РА "Optimum". All rights reserved.