Четырехдневная рабочая неделя: как перейти на новый график и нужно ли это вообще?

Почему мы работаем пять дней в неделю, а кто-то – даже шесть дней? Многие эксперты считают, что такая рабочая модель устаревает. О четырехдневной рабочей неделе говорят уже давно, экономист Джон Кейнс прогнозировал, что в 2030 году весь мир станет работать всего 15 часов в неделю. 2030 год не за горами, а мы с вами уже десятки лет работаем пять, а то и шесть дней в неделю. Примеров четырехдневной рабочей недели становится с каждым годом всё больше. При этом каждая компания подходит к перемене по-разному. Кто-то при сокращении рабочей недели увеличивает рабочий день до десяти часов, кто-то при сокращении взимает часть зарплаты. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы поговорили с нашим постоянным экспертом по рекрутингу Диной Абылхожиной.

Для чего сокращают рабочую неделю?

В мире всё чаще стали поднимать вопрос о проблеме перегорания на работе и перегрузок. В 2017-2018 годах в Великобритании, стране с наименьшим количеством выходных дней в Европе, 57% всех больничных листов было оформлено не из-за простуды или физической болезни, а из-за стресса, тревожности и депрессии, которые работники связывали с переработкой.

В результате Лейбористская партия пообещала, что внедрит 32-часовую, четырехдневную рабочую неделю, если победит на выборах в декабре 2019 года. Несмотря на то, что она проиграла, члены партии не планируют отказываться от предложения. К тому же самая молодая премьер-министр в мире – Санна Марин – также обещает перевести Финляндию на четырехдневную рабочую неделю.

“Попытки внедрить четырехдневную рабочую неделю были предприняты ещё в середине прошлого века американскими компаниями для того, чтобы дать работникам возможность достичь баланса между работой и личной жизнью, чтобы человек не отвлекался во время работы на мысли о семье, бытовых проблемах. Раньше достижение баланса было главной причиной для сокращения рабочих дней. Сейчас из-за больших темпов развития автоматизации человеческий труд вытесняется, поэтому глобально необходимости в пятидневной рабочей неделе остается всё меньше”, – рассказывает Дина Абылхожина.

Также сегодня многие исследователи и предприниматели, открытые к нововведениям, считают, что такая модель позитивно скажется не только на работниках, но и на бизнесе. Так, например, считает генеральный директор новозеландской фирмы Perpetual Guardian Эндрю Барнс. Эксперимент его компании стал одним из самых громких кейсов.

В ноябре 2018 года Perpetual Guardian перевел всех своих 240 сотрудников на четырехдневный график с восьмичасовым рабочим днем без потери зарплаты. Эксперимент компания проделала совместно с экспертизой, проводимой академиками и профессиональными исследователями из Университета Окланда и Технологического университета Окланда. Эксперты провели аудит до, во время и после нововведения, рассчитывали показатели удовлетворенности, продуктивности, мотивации. В конечном итоге у работников повысилась продуктивность на 20%, они стали чувствовать, что с их правами и возможностями считаются, увеличилась лояльность. Так Эндрю Барнс решил внедрить модель перманентно.

В августе 2019 года японский Microsoft ввел четырехдневную рабочую неделю для 2280 работников – также в виде эксперимента. После компания сообщила о ещё большем скачке – 40% увеличении продуктивности труда своих сотрудников и 23% снижении расходов на электричество, снижении отгулов на 25%. Этот эксперимент стал особо актуальным в Японии, если брать во внимание частые летальные исходы, связанные с перегоранием, характерные для страны. Для этого феномена японцы даже придумали отдельное слово – “кароши”, которое используется для обозначения культуры перерабатывания в Японии. О полном переходе на четырехдневный график не говорится, но Microsoft планирует продолжить эксперименты для того, чтобы понять, какие ещё изменения могут помочь работникам добиться баланса между работой и личной жизнью.

Почему увеличивается продуктивность?

“Человек понимает, что у него есть всего четыре рабочих дня, и он так или иначе будет стараться выложиться по максимуму, совесть ему не позволяет брать отпускные, долго прокрастинировать. В течение недели он старается быть активным и продуктивным. Но, на мой взгляд, не все люди начнут работать продуктивнее при наличии большего количества свободного времени, здесь стоит учесть специфику персонала. Люди, которые понимают законы рыночной экономики, обязательно приложат усилия, чтобы не потерять работоспособность. Поэтому, прежде чем перейти на такую модель, менеджеру нужно понять, что это даст компании? Как эта перемена отразится на бюджете? Что это даст персоналу?”, – поясняет наш эксперт.

При этом некоторые из экспертов утверждают, что четырехдневная неделя может значительно ограничить возможности сотрудников для нетворкинга, карьерного роста в долгосрочной перспективе. Занятые своей работой и попытками достижения задач по KPI, они вряд ли захотят тратить лишнее рабочее время на общение и новые деловые знакомства.

Как дела обстоят в Казахстане?

“Как показывает казахстанский опыт, четырехдневная рабочая неделя вводится во время кризиса в компании либо стране в целом, когда нужно оптимизировать расходы на содержание персонала, на эксплуатационные расходы бизнеса. Соответственно, в Казахстане чаще всего сокращают и заработную плату. У нас есть и другие кейсы. Например, банк, который в 2014 году перевел только топ-менеджеров на такую систему, не сокращал заработную плату. Менеджеры не работали в пятницу, но пятый день должны были посвящать саморазвитию, проводить время в корпоративной библиотеке. Человек не мог не прийти", – рассказывает специалист по кадрам.

"Второй пример – моя компания. Вместе с нашим генеральным директором в 2015 году мы перевели сотрудников среднего звена на четырехдневную рабочую неделю из-за финансовых сложностей. Я попросила каждого сотрудника выбрать для себя один день, который он освободит, чтобы не было такого, что в офисе отсутствуют все. Мы сократили зарплату на 20% – это и была главная цель. Я не могла просто так её сократить, так как это сильно сказалось бы на мотивации наших сотрудников. Сначала мои работники показали огромный скачок в мотивации. Люди потеряли часть заработка, но при этом приобрели целый день для того, чтобы посвящать его себе, семье, каким-то бытовым вещам. Но эта мотивация сработала всего на два месяца. После двух месяцев сотрудники сообщили, что этот опыт помог им достичь баланса между работой и личной жизнью, но им важнее доходы, а понижение зарплаты заметно сказывалось на возможности удовлетворения различных нужд. За полгода этот персонал полностью сменился”, – делится опытом Дина.

Как обеспечить своему бизнесу успешный переход?

Из приведенных примеров следует, что для начала можно запустить пробный период. Менять расписание без каких-либо дополнительных договоренностей с персоналом – верный путь к потере контроля. Необходимо договориться с сотрудниками, обсудить новые ожидания, задачи, показатели KPI и проводить регулярные встречи для мониторинга. Как, к примеру, в новозеландской компании – важно дать персоналу право выбора, ощущение, что с их интересами и мнением считаются (особенно если вы работаете с миллениалами). Также важно провести аудит состояния компании, опросить сотрудников с тем, чтобы оценить состояние "до".

"Я считаю, что в Казахстане мы придем и к автоматизации, и к гибкому графику, и к четырехдневной рабочей неделе, но позже", – прогнозирует наш эксперт.

Источник: buro247.kz