Особенности поколения «Z»

Теория поколений разделила нас всех по ряду критериев и характеристик, которыми одно поколение отличается от другого. Вроде, совсем недавно все мировое сообщество со скрипом перестраивало все свои процессы под миллениалов, но уже теперь понятно, что ранние миллениалы – те же иксы, с такой же высокой ответственностью и ориентацией на успех в обществе. Они застали мир без Интернета, без смартфонов. Они уже не играли в прыгалки и выбивалы, но еще гоняли мяч в школьном дворе и собирали паззлы из картона. «Поздние» миллениалы стали предшественниками нового поколения – поколения Z, поколения хоумлэндеров. Еще их называют «Поколение I (I Generation), или айдженерами. Вполне вероятно, что данный термин отсылает нас к смартфонам известного бренда, потому что ученые, занимающиеся вопросами поколений, фиксируют свое внимание на 2011 году. Это тот год, когда мир узнал про смартфоны, получил к ним доступ и с тех пор все изменилось.

Не могу сказать, что много общаюсь с молодежью, но, во-1, регулярно провожу профориентационные сессии. И, как правило, моими клиентами являются ребята 15-20 лет. Кроме того, у меня два сына – один миллениал, второй – типичный хоумлэндер. Между ними, конечно, не пропасть, но разница видна невооруженным глазом. Да так, что время от времени тирады старшего брата и его попытки повлиять на младшего явно напоминают родительские. Ну, и в-третьих, как рекрутер и предприниматель нанимаю молодых людей на вакантные позиции в свой бизнес и для клиентов по рекрутингу. Какие основные тенденции я замечаю у зуммеров?

Нежелание взрослеть. Действительно, зуммеры часто воспринимают жизнь взрослых людей, как унылую жизнь, полную ответственности, долга, забот. Если, к примеру, более раннее поколение мечтало о том дне, когда им исполнится 18 лет, они смогут водить машину, потому что «это свобода», то поколение центениалов предпочитает, чтобы их возили. Одна из городских тенденций – неработающая мама троих детей, которая целыми днями развозит их на своем авто в школу/из школы, на спортивные секции и в развивающие кружки. Насмотревшись на родителей, которые вертятся как белки в колесе, ребята выбирают другое отношение к жизни – slow life strategy (стратегия медленной жизни). Они сами хотят как можно дольше оставаться детьми. Выпускники школ не умеют распоряжаться деньгами и планировать расходы. Школьники все реже сами ходят в школу. Как правило, не подрабатывают летом. Не занимаются работой по дому. А если занимаются, то посвящают этому гораздо больше времени, чем это делало поколение Х и даже миллениалы. Есть нюанс: если они занимаются работой по дому, то предпочитают делать именно то, что им нравится, а родители из поколения Х, не избалованные помощью детей, рады любой их трудовой активности.

Стремление делать только свой выбор. Этому их тоже научили родители, у которых зачастую такой возможности не было. Поэтому зуммеры чаще, чем предыдущие поколения, «подают голос». И такую возможность им дают родители. Если родители не дают этой возможности какому-то конкретному подростку, его это очень сильно удручает, тогда как предыдущее поколение молодых людей вполне могло и смириться с данностью. Вообще, нынешнее поколение родителей – это такое поколение, которое восхищается своими детьми. Крайнее проявление выглядит так: что бы ни сказал или ни сделал ребенок, всем родители восхищаются. Это приводит к тому, что все больше сходит на нет так называемый конфликт отцов и детей. В противовес вечному конфликту поколений, недовольство родителей принимает все больше некую форму эмоциональной вспышки, после которой вновь наступает период восхищения ребенком. Вторая причина снижения градуса конфликта поколений в том, что хоумлэндеры часто внешне абсолютно бесконфликтны: они не слушают рок на всю громкость, как это делали их предшественники, раздражая своих родителей. Теперь у них есть наушники даже для того, чтобы играть на электрогитаре. И уже не страдают даже соседи))

Стремление к самостоятельности. Наверно, это звучит странно, но молодые люди, которые все реже ходят на свидания и позже начинают принимать алкоголь, прислушиваются к мнению родителей и вообще, на первый взгляд, в большой степени инфантильны, тем не менее, стремятся достигать результатов самостоятельно. К примеру, ко мне, как к рекрутеру и маме друга, не обратился за помощью ни один из друзей моего сына – выпускника ВУЗа. Более того, все заявили о том, что «предпочли бы найти работу самостоятельно». Кстати, это свое намерение все благополучно реализовали. Еще интересно, что, как показало последнее исследование Hays, 54% респондентов, принявших участие в данном исследовании, при выборе работы в первую очередь ориентируются на возможность решать интересные задачи и принимать участие в крутых проектах. 62% ответили, что для них важно работать в дружном сплоченном коллективе и комфортной атмосфере, 60% отметили важность карьерного роста, 54% - возможность соблюдать баланс между личным рабочим временем. 39% ответили, что им удобнее вести рабочие коммуникации в мессенджерах, и только 13% это удобно делать по телефону. 52% сказали, что готовы к переработкам только в том случае, если это компенсируется материально, и только 20% готовы к этому для достижения результата. Их демотивирует (56%) непонимание смысла работы и некорректно поставленные задачи. Целых 83% и 70% ответили, что самое важное качество руководителя – умение четко и ясно ставить задачи и умение давать обратную связь и оценивать результаты работы. 51% считают, что лояльность – это оставаться в компании даже тогда, когда там не все гладко, но 13% полагает, что лояльность – это работать в компании больше 2 лет. Вообще относительно лояльности центениалов связано большинство страхов работодателей, поскольку современные люди не держатся за компанию и работу. Тем самым ввергая работодателей в состояние стресса, так как они не знают, чего ждать от молодых сотрудников.

Страх, боязнь неудачи. Складывается ощущение, что зуммеры очень переживают за свое будущее. Им сказали, что в этом мире жестокая конкуренция, что, если не бежать со всех ног, то непременно отстанешь. Их учили тому, что в этой жизни все нужно планировать, а затем контролировать. И если план сбивается, они начинают паниковать. Особенно актуально это для них в важные периоды жизни – в момент окончания школы, университета, поиска работы.

Страна, в которой они родились, и ее возможности. В большинстве своем центениалы воспитываются в той системе установок, которую задали их родители, желающие своим детям лучшей доли. С детства они слышат разговоры о том, что надо уезжать из страны в поисках лучшей доли. С большой долей уверенности это можно сказать про казахстанских родителей. Но я замечаю интересную тенденцию: немалый процент молодежи предпочитает остаться и жить в родной стране. Более того, они находят аргументы в пользу такого решения – «здесь сейчас больше возможностей», «это родная земля и такой понятный менталитет» и т.д.

Вообще хочу сказать, что мне очень отозвалось то, что я увидела в отчете по итогам факторного анализа. Поколение хоумлэндеров, зуммеров, айдженеров, центениалов, как бы мы их не называли, - однозначно очень интересное поколение. Они все меньше времени проводят в живом общении и все больше – в своих смартфонах, однако даже будучи погруженными в виртуальный мир, они слышат, что происходит вокруг. Они могут рассуждать о серьезных вещах, глубоко погружаются в тот предмет/специальность, которыми увлечены, но могут не знать базовых вещей. Мой 14-летний сын спросил меня: Мама, а что такое опилки?

Салтанат Абильтаева
Генеральный директор Рекрутингового Агентства «Optimum Recruitment»