«Охота за головами» или что такое рекрутинг

7 сентября 2020

Обучение и развитие персонала в Казахстане.Терминология.

Значение слова "рекрутинг" происходит от французского "recruit", "рекрутировать", т.е. набирать кого-либо, вербовать, пополнять кем-либо, нанимать на службу за деньги. Сейчас так для краткости называют поиск и подбор квалифицированных специалистов на платной основе. В отличие от услуг по трудоустройству, когда агентство получает оплату с соискателя работы, рекрутинговое агентство заключает договор и, соответственно, получает гонорар с фирм-заказчиков.

Из истории.

Первая частная служба по найму появилась в Германии в XIXв. В начале XIXв. в Британии и Франции активно работали собственно рекрутинговые организации, которые занимались как трудоустройством, так могли и перейти на поиск профессионалов "под заказ". Первая американская служба по персоналу, известная как и "биржа занятости", появилась в 1848г. в Бостоне, штат Массачусетс.

Однако крупные специализированные кадровые агентства впервые появились в США после великой депрессии и особенно после II-й мировой войны, когда пошел подъем промышленности и резко вырос спрос на профессиональных работников. Рекрутмент и особенно его "элита" - Head hunting берут свое начало в управленческом консультировании. Именно крупнейшие консалтинговые компании и компании большой шестерки, такие как "Deloitte & Touch", "Ernst & Young" в качестве расширения сервиса своих услуг и для обеспечения "правильности" выполнения их рекомендаций начали целенаправленно переманивать высококлассных специалистов в компании своих клиентов. Первой компанией, занимающейся Executive search (поиском и подбором топ-менеджеров) было американское агентство Boyden, открытое в New-York в 1946г. В 1948г. была основана одна из крупнейших рекрутинговых компаний Manpower. Сегодня эта компания имеет 3600 офисов в 59 странах мира, число ее клиентов превысило 400 тыс. Manpower входит в "Fortune's List" -100 лучших корпорации США.

На протяжении последних 45 лет рекрутмент из деятельности, сопутствующей бизнесу и политике, наконец превращаются в самостоятельный вид бизнеса, формируется рынок рекрутинговых услуг.

Рекрутмент как бизнес наиболее интенсивно развивается в странах, проповедующих максимальную свободу отношений на рынке труда - в США, Англии, Канаде, Австрии, Швейцарии. Все эти страны, имеющие максимально либерализованный рынок труда, являются "законодателями моды" в мировом рекрутменте, а местные рекрутерские рынки в этих странах насчитывают десятки тысяч участников.

Среди компании, входящих в мировую элиту рекрутинга следует назвать также Heidrick & Struggles, основана в 1953г. в Чикаго, Korn/Ferry (с 1969г.), Egon Zehnder, Ward Howell (1951г.), Amrop, Morgan Hunt (1986г.), MRI (основана в 1965г.) Безусловным лидером мировой кадровой индустрии является компания Adecco, которая имеет сегодня более 5500 офисов в 60 странах мира.

История рекрутмента в России, точнее говоря на всем пространстве стран нынешнего СНГ - причудлива и своеобразна. В шутку или всерьез первым менеджером России рекрутеры называют Петра I. В период масштабных административных и финансовых реформ в стране катастрофически не хватало грамотных, хорошо обученных специалистов и начинается целенаправленный "импорт" таких специалистов из-за границы. Известно, что в разное время при Петре I одновременно служило от 300 до 1000 высококлассных инженеров, корабелов, финансистов и др.

История казахстанского рекрутинга коротка – ей не более 7-8 лет. Сегодня это может показаться смешным, но тогда, восемь лет назад, казалось нонсенсом платить за поиск нужного специалиста. Бизнесмены считали рекрутеров почти безумными и никак не могли понять, за что они должны платить такие большие деньги. И лишь представители западного бизнеса искали в справочниках «Recruitment agency» и достаточно уверенно размещали заказы на подбор специалистов, хотя при этом одним из их главных требований было знание английского языка.

Так в Казахстане, вслед за Россией, появился новый вид бизнеса – рекрутинг, который с самого момента своего рождения соответствовал мировым стандартам. 

Сегодня рекрутинг в нашей стране успешно развивается, на равных конкурируя с аналогичным бизнесом в России и на Западе. По мнению экспертов, занимающихся исследованием рынка труда, оборот этого бизнеса во всем мире уже достиг US$250 млрд. в год, а в рекрутинге задействовано около 1% всего трудоспособного населения планеты. В России на рекрутинг приходится около US$50 млн. и не более 10000 работников. Шесть лет назад там насчитывалось 300 рекрутинговых компаний, сегодня их уже более 1000 (400 агентств сосредоточенно в Москве, 100 – в Санкт-Петербурге, остальные – в Сибири и других регионах). В Казахстане оборот рекрутинга, по оценкам специалистов, равен от US$0,5 до US$1 млн., при среднем ежегодном приросте на 20%. Количество рекрутинговых компаний в Алматы выросло с 3 до 15 (или около того). В регионах сосредоточено не более 20. Более быстрой динамике бизнеса мешает то обстоятельство, что лучше всего профессиональный подбор кадров развивается в городах с населением свыше одного миллиона человек (в Казахстане к таким городам можно отнести только Алматы).

Типы рекрутинга.

Для подбора наилучшей кандидатуры на руководящие должности чаще всего используются методы Executive search (Целевой поиск). Часто это называют "Охотой за головами", т.к. поиск ведется, как правило, среди людей успешно работающих в настоящее время и редко активно ищущих работу. Грубо говоря, это "переманивание" лучших работников в лучшие фирмы, готовых за это заплатить. Как говорится, кадры решают все, а лучшие кадры нужно или кропотливо и долго искать, или платить за эту работу рекрутерам-профессионалам.

Компании Executive search редко используют обычную рекламу и объявления. У них своя, секретная технология. Гонорары таких фирм на Западе начинаются от $50000 и даже в Москве уже не опускаются ниже $5000.

Для найма на бизнес-позиции среднего уровня: секретари, бухгалтеры, специалисты по продажам широко используются обычные методы поиска среди людей, активно ищущих работу - реклама в газетах и Интернет, база данных.

Работа консультантов рекрутинговых фирм в основном заключается в просмотре поступающих анкет и резюме, отсеивание заведомо неподходящих кандидатов, проведение собеседований с наиболее квалифицированными и предоставление максимально краткого списка (Short-list) претендентов (3-5 чел.) фирме-заказчику.

Как правило, такие услуги оцениваются в 15-25% годового дохода искомого специалиста.

Многие агентства, используют в работе комбинацию разных методов..

Почему компании пользуются услугами фирм по подбору персонала?

По множеству причин. Наиболее часто называются: компетенция и опыт "охотников за головами"; их экспертное знание рынка труда и "рабочей силы"; обширная, годами собираемая база данных; конфиденциальность поиска при нежелании фирмы афишировать смену персонала; большая экономия времени и других ресурсов заказчика.

Механизм работы с заказчиком.

  1. Помощь в определении должности и образа идеального кандидата, консультации о состоянии рынка труда и зарплат в индустрии заказчика.
  2. Использование ресурсов поиска: базы данных, интернет, реклама, сеть контактов в отрасли.
  3. Анализ резюме и документов кандидатов.
  4. Телефонные и личные собеседования с кандидатами, оценка соответствия должности.
  5. Психологическое тестирование (при необходимости).
  6. Проверка рекомендаций и подготовка Заключения на кандидатов.
  7. Предоставление лучших кандидатов заказчику, помощь в переговорах и организация встреч.
  8. Мониторинг и консультации с заказчиком во время прохождения выбранным кандидатом испытательного срока.

Отношения между "охотниками" и кандидатами.

Хотя "охотники" действуют в интересах прежде всего фирмы-клиента, консультанты должны профессионально строить отношения с кандидатами и другими людьми, с которыми они контактируют. Такие отношения строятся в течение многих лет. Зачастую ваш первый контакт с рекрутинговой фирмой может произойти довольно неожиданно. Не отказывайтесь сразу от их услуг, даже если сейчас Вы довольны работой. Вспомните поговорку "никогда не говори "никогда". Постарайтесь установить хорошие отношения с рекрутерами, они еще могут вам пригодиться в худшие времена. А разместить свое резюме в базе данных желательно еще задолго до наступления таких времен.

Обучение и развитие персонала в Казахстане.

Источник: navigator.lg.ua


Вернуться на уровень выше